Описание адаптированных образовательных программ
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее АООП УО (ИН)) разработана ГКОУ РО «Каменская специальная школа № 15» в соответствии с Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО) и требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Содержание АООП УО (ИН) представлено учебно-методической документацией (учебный план, календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы). Данная учебно-методическая документация составлена на основе ФАООП УО и определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для обеспечения возможности освоения обучающимися АООП, может быть применена сетевая форма ее реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, а также при необходимости с использованием ресурсов и иных организаций.
АООП УО (ИН) для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в части создания специальных условий получения образования.
АООП УО (ИН), вариант 1 разработана для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с 1 по 4 класс, включая дополнительный класс, с 5 по 9 класс. АООП УО (ИН), вариант 1 адаптирована с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает в пролонгированные сроки образование по АООП (ИН), варианту 1, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья
АООП УО (ИН), вариант 2 разработана для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить ФАООП УО (ИН), вариант 1, либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по ФАООП УО (ИН), вариант 2.
На основе Стандарта, АООП УО (ИН), вариант 2 при необходимости индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития - СИПР), в которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие индивидуальные образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью.
Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1(в соответствии с ФГОС О УО (ИН)).Форма обучения: очная, очно-заочная, на дому, дистанционная (при необходимости) |
АООП, вариант 1 (ссылка) |
Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, вариант 2(в соответствии с ФГОС О УО (ИН))Форма обучения: очная, очно-заочная, на дому, дистанционная (при необходимости) |
АООП, вариант 2 (ссылка) |
Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) входит в состав АООП УО (ИН), варианта 1 . | |
Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР входит в состав АООП УО (ИН), варианта 2. |
2. Получение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) профессионального обучения является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Адаптированная основная программа профессионального обучения (АОП ПО) - программа подготовки квалифицированных рабочих, адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
АОП ПО разработана и утверждена ГКОУ РО «Каменская специальная школа № 15» самостоятельно на основе требований Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также требований Федерального государственного стандарта по рабочим профессиям с учётом регионального рынка труда.
АОП ПО определяет цели, объем и содержание профессионального обучения по рабочим профессиям, планируемые результаты освоения образовательной программы, условия образовательной деятельности и включает в себя: учебный план и календарный учебный график, рабочие программы учебных дисциплин общепрофессионального цикла, профессиональных модулей, учебной и производственной практик и другие учебно-методические материалы, которые учитывают специальные условия организации образовательной деятельности.
Общеобразовательная программа | Класс | Профессия |
Адаптированная профессиональная образовательная программа профессионального обучения по профессиям рабочих Форма обучения: очная, очно-заочная, дистанционная (при необходимости) |
10-11 «Б» | 18880 Столяр строительный |
10-11 «Б» |
17544 рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий |
|
10-11 «А» | 19601 Швея | |
10-11 «А» | 13249 Кухонный рабочий | |
Ссылки на АОП ПО: АОП ПО «Столяр строительный» 18880 АОП ПО «Кухонный рабочий» 13249 АОП ПО«Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий» 17544 |
3. Дополнительное образование детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), детей-инвалидов, обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также способствует выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности (ст.75 Федерального закона).
Адаптированные дополнительные общеобразовательные программы (АДОП) адаптированы с учетом особенностей психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Занятия в объединениях проводятся по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, физкультурно-спортивной, художественной, социально-гуманитарной). Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.
При адаптации программ дополнительного образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учтены:
- особенности и возможности направленности программ дополнительного образования детей для раскрытия творческого потенциала, формирования их социальных и жизненных компетенций;
- образовательные потребности и запросы обучающихся.
АДОП отвечают следующим требованиям:
- учету индивидуальных особенностей ребенка, т.е. обеспечение личностно ориентированной поддержки и сопровождения развития творческого потенциала;
- практико-ориентированной направленности интересов и потребностей ребенка;
- наличием связи направленности программы дополнительного образования с жизненными и социальными компетенциями;
- включением детско-взрослого сообщества в совместную деятельность по оказанию помощи друг другу;
- ориентации на постоянное развитие творческого потенциала.
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении АДОП должно быть обеспечено:
- использование для обучения преимущественно игровой формы;
- обучение на предметно-действенной основе;
- упрощение материала и его представление материала в виде детальных элементов;
- обеспечение смены видов деятельности в ходе занятия, использование различных модальностей для удержания внимания детей;
- постепенное усложнение видов деятельности, постепенный переход от подражаний и действий по образцу к выполнению заданий по вербальной инструкции;
- многократное повторение изучаемого и усвоенного материала занятий и его использование в новых заданиях, упражнениях, ситуациях;
- эмоциональное подкрепление деятельности ребенка, создание ситуации успеха при выполнении заданий; подключение тьютора при необходимости.
Реализация АДОП может осуществляется с использованием различных форм обучения, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения.
№ п/п | Направленность | Наименование творческого объединения | Ссылка на АДОП |
1 |
Художественная направленность Форма обучения: очная, дистанционная (при необходимости) |
Оркестр шумовых инструментов «Задоринка» | АДОП «Задоринка» |
2 |
Художественная направленность Форма обучения: очная, дистанционная (при необходимости) |
Хореографический коллектив «Креатив» | АДОП «Креатив» |
3 |
Художественная направленность Форма обучения: очная, дистанционная (при необходимости) |
Театральная студия «Станичники» | АДОП «Станичники» |
4 |
Техническая направленность Форма обучения: очная, дистанционная (при необходимости) |
Медиа-студия «Мир информации» | АДОП «Мир информации» |
5 |
Техническая направленность Форма обучения: очная, дистанционная (при необходимости) |
Фото-студия «Объектив» | АДОП «Объектив» |
6 |
Социально-гуманитарная направленность Форма обучения: очная, дистанционная (при необходимости) |
Кулинарная студия «Аксинья» | АДОП «Аксинья» |
7 |
Физкультурно-спортивная направленность Форма обучения: очная, дистанционная (при необходимости) |
Школьный спортивный клуб «Олимп» | АДОП «Олимп» |